Невероятная история научной фантастики: от бульварных журналов до киберпанка

Мы переводили этот потрясающий лонгрид — сложно представить! — больше месяца, и вот, наконец, он перед вами. Представляем вам полную невероятную историю становления жанра научной фантастики, рассказанную Джеффом Вандермеером.

От редакции: антология, для которой была написана эта статья в качестве предисловия, в России так и не вышла, поэтому мы опустили последнюю часть, относящуюся непосредственно к ней. Вы можете ознакомиться с оригиналом материала по ссылке в конце.

Читать далее

Простота или стиль: что делает предложение шедевром?

В недавнем опросе читателей The Odstavec мы спрашивали о главном критерии плохой литературы. Большинство участников проголосовало за пункт «плохой язык», и это действительно, пожалуй, самая важная деталь, на которую автору стоит обращать внимание при написании текста. Но в чём же секрет действительно хорошего предложения?

Представляем вам перевод эссе от Aeon, в котором рассматривается несколько по-настоящему хороших предложений из классической литературы, анализируются их стилистические и лексические особенности. Писателям (и читателям) на заметку!

Читать далее

Невероятная история научной фантастики: Часть шестая

Перед вами шестая и предпоследняя часть невероятной истории — небольшая, но интересная глава о роли международной научной фантастики, ведь советская, украинская, японская и латиноамериканская научная фантастика не оставалась в стороне от общего литературного дискурса! В этой части вы обязательно найдёте для себя несколько новых интересных имён, произведения которых могут находиться в вашей домашней библиотеке — чтобы немедленно приступить к чтению!

Вы ещё не завели специальный блокнотик для новых имён и произведений, которыми усыпан этот замечательный лонгрид Джеффа Вандермеера? Правда?

Читать далее

Филип Дик — плохой писатель. Это правда?

Филип К. Дик — писатель, подаривший нам множество фантастических миров, хотя бы в одном из которых вы точно успели побывать: по его произведениям снято несколько сериалов, а также фильмы: «Особое мнение», «Вспомнить всё», «Пророк» и, конечно, легендарный «Бегущий по лезвию».  Его жизнь была удивительной, сны — электрическими, а проза… Плохой?

Представляем вам перевод небольшого эссе автора онлайн-журнала Inverse, в котором он размышляет о том, почему в телевизионных постановках герои Филипа К. Дика никогда не говорят словами автора, был ли Дик плохим стилистом, какое место его проза занимает во всей научной фантастике.

Читать далее

Читатели всех стран, объединяйтесь!

С понятием «мировая (всемирная) литература» мы знакомимся ещё в старшей школе, не подозревая о его истории (а его, на минуточку, придумал сам Гёте) и настоящем и очень важном предназначении. В современных учебных заведениях мировая литература преподаётся по определённому узкому списку текстов и авторов, объединённых европейским или американским происхождением. Но слышим ли мы что-то о литературе, например, стран третьего мира?

Представляем вам перевод большой статьи от Aeon о феномене мировой литературы, истории его развития и сегодняшнем состоянии. Для чего он был придуман? При чём тут Маркс и Энгельс? Почему у него до сих пор находятся противники? И зачем так важно иногда всё-таки абстрагироваться от национальной литературы и читать зарубежных авторов?

Читать далее

Лучший первый абзац в истории литературы?

Каким должен быть лучший первый абзац литературного произведения? Лаконичным? Создающим интригу? Моментально определяющим настроение? Кажется, Эмили Темпл, одна из авторов на литературном портале Literary Hub, нашла идеальный пример вступительного абзаца! Представляем вам перевод его небольшого close-reading разбора.

Показался ли вам этот абзац действительно идеальным?

Перевод предоставлен автором проекта об американской литературе Пражское обозрение.

Читать далее

Невероятная история научной фантастики: Часть пятая

Не далее как вчера (16 декабря) день рождения отмечали целых два писателя, оказавшие огромное влияние на мир научной фантастики и литературы в целом: Артур Кларк и Филип К. Дик. И, по счастливому совпадению, в сегодняшней части лонгрида о невероятной истории научной фантастики Джефф Вандермеер рассказывает именно о периодах их активного творчества.

Феминизм и научная фантастика — они связаны друг с другом теснее, чем вам казалось! Об этом тоже в сегодняшней части.

Знаете, по мере того, как мы переводим для вас этот лонгрид, перед нами предстают всё новые и новые имена писателей-фантастов — как классиков и популярных ныне, так и несправедливо забытых — и каждый раз сам жанр научной фантастики раскрывается для нас по-новому. Жанр на протяжении всего своего развития затрагивал и социологические, и гендерные, и антропологические, и политические (об этом в следующей части) проблемы, и по сей день считается среди «серьёзных» литераторов «низким» жанром, книги которого должны стоять на отдельных полочках. Справедливо ли это?

Читать далее

Худшее предложение: 33 варианта, как (плохо) начать свою книгу

В эфире рубрика вредных советов!

Ежегодное вручение награды Bulwer-Lytton Prize — настоящий рай для любителей плохих текстов. Под эгидой знаменитой фразы Эдварда Бульвера-Литтона «стояла тёмная ненастная ночь», конкурс предлагает писателям придумать первое предложение для «худшего произведения на свете» — несмотря на то, что 50 оттенков серого уже написаны. Результаты каждый раз поражают воображение, ведь участники упражняются в остроумии в самых различных жанрах — от детской литературы до шпионских романов, но только одно предложение получает сомнительное звание Худшего предложения года. Это как Золотая малина, только лучше.

Читать далее

Существует ли плохая литература?

Является ли «серьёзность» искусства признаком его качества или, наоборот, некачественности? Чем Тайный мир шопоголика лучше Войны и мира? И если он вообще хоть чем-то лучше, существует ли вообще такая вещь, как «плохая литература»?

Представляем вам перевод заметки, в которой автор The Gazelle разбирается в этих сложных, но уже наболевших вопросах.

И не говорите, что перечитывали Войну и мир каждый год после выпуска из школы/университета.

Читать далее

Невероятная история научной фантастики: Часть четвёртая

Мы продолжаем рассказывать историю возникновения и развития жанра sci-fi. В четвёртой части Джефф Вандермеер снова затрагивает бульварную традицию научной фантастики, но уже несколько с другой стороны. Каковы проблемы научной фантастики как жанра? Как повлияли на научную фантастику ужасы и Лавкрафт? И почему сам жанр sci-fi во многом имеет лишь историческое значение?

Читать далее