Бегущие по краю: саморазрушение в романах Вирджинии Вулф

Вирджиния Вулф покончила жизнь самоубийством, и у неё были на то причины. Сложное психическое состояние и личные душевные драмы писательницы не могли не отразиться на её творчестве. В рамках блога The Odstavec наш человек-швейцарский нож (автор, переводчик, дизайнер и, как выяснилось, ещё и исследователь творчества Вулф) Джордж Замза написал статью о героях, «бегущих по краю» в романах королевы модернизма — осознанно или бессознательно стремящихся к саморазрушению. Героях, в которых Вулф запечатлела не только часть самой себя, но и целого поколения.

Читать далее

Литература в маленьком городе

The Odstavec — проект не только о литературе, но и около неё. И случается так, что около литературы творятся вещи не просто неприятные, но грустные и даже удручающие.

Марья Наговицына — наш корректор. Она родилась в небольшом удмуртском городе Глазов. Это ёмкое, лаконичное эссе можно назвать криком души человека, которому действительно не всё равно, в каком состоянии находится культурное пространство родной обители (подсказка: в плачевном).

Друзья, если вы из маленьких городов и вам есть, что рассказать о похожем культурно-литературном положении вещей (а может быть, и о том, как у вас пытаются ему противостоять), пишите нам, и мы опубликуем ваши эссе, исследования и расследования.

Читать далее

Завоевание реальности. Искусство и революция.

«Все писатели считают себя реалистами», — утверждал французский писатель Ален Роб-Грийе. Но почему же тогда под эпоху реализма выделяют именно XIX век? Похоже, пришла пора освежить свои знания об этом направлении. Наш автор и переводчик Джордж Замза написал целый цикл статей, посвящённых реализму. В них он рассказывает о главных особенностях западноевропейской реалистической литературы и разбирается в том, был ли реализм на самом деле.

Первая статья в цикле посвящена раннему реализму, колыбелью которого стала страна одной из величайших революций в истории европейского общества — Франция.

Читать далее

В защиту К. С. Льюиса

В предыдущей опубликованной нами статье, посвящённой «Хроникам Нарнии», автор доказывала, почему стоит сбросить любимую (и ненавидимую) многими детскую сагу с парохода современности. В этой статье для The Atlantic автор пытается дать опровержение обвинениям К. С. Льюиса в расизме, мизогинии и «отравлении» молодёжи. Удалось ли ему защитить знаменитую сагу, решать, конечно, читателям, но нельзя не признать, что его аргументы заставляют задуматься и делают «нарнийский вопрос» чуть ли не неразрешимым.

Если вы ознакомились с предыдущей статьёй про Нарнию, данный перевод к прочтению обязателен.

Читать далее

Эдгар Аллан По: на грани жизни и сна. Часть вторая

История жизни Эдгара По полна секретов и загадок. Он придумывал увлекательные сюжеты не только для литературных произведений, но и для своей печальной монотонной жизни. Согласно его историям, он объездил целый свет и побывал даже в Петербурге, но все эти приключения оказались сплошной выдумкой.

В первой части статьи наш переводчик и автор Джордж Замза рассказал, как Эдгар По добивался успеха на литературном поприще. Обширная вторая часть материала раскроет перед вами особенности его литературного творчества — прозы и поэзии по отдельности.

Читать далее

Эдгар Аллан По: на грани жизни и сна. Часть первая

Его называют отцом литературы ужасов, детективной и приключенческой литературы, его биография полна тайн и загадок, а его вклад в искусство и литературу — неоценим. Его звали Эдгар Аллан По, и он прожил тяжёлую жизнь, но успел подарить нам множество гениальных произведений.

Ко дню рождения Эдгара По (19 января) наш переводчик и автор Джордж Замза написал о нём две статьи, первая из которых сейчас перед вами, и в которой рассказывается о нелёгкой жизни и судьбе великого американского писателя.

Читать далее

Взлёт и падение постмодернизма

Любая эпоха имеет свойство заканчиваться, и пресловутый постмодернизм в том числе. В 2011 году было провозглашено начало нового витка в мировой культуре, наступает эпоха метамодернизма, так называемого пост-постмодернизма. В рамках блога The Odstavec наш переводчик Джордж Замза разбирается, что нам принёс уходящий постмодернизм, каковы были его идеалы и цели, а также даёт краткий обзор основных произведений этого направления.

Читать далее

Олли Вингет (Пряша): «Я всегда советую быть честным с читателем»

Ольгу Птицеву современные читатели знают под двумя псевдонимами — поэтическим (Пряша) и прозаическим (Олли Вингет). Накануне сказочного времени новогодних праздников писательница дала небольшое интервью главному редактору The Odstavec, в котором поделилась историей возникновения фантастических образов своих произведений, рассказала о волшебной силе литературного языка и дала совет начинающим писателям фэнтези.

Читать далее

Нерекомендованный Гамсун

Кнут Гамсун. Имя этого норвежца может ассоциироваться с уникальным психологизмом «Голода», а может — с его пугающими взглядами на нацистскую идеологию, или с тем и другим одновременно. Его произведениями восторгались Горький и Куприн, а современники называли гением. Но много ли современный читатель знает о творчестве этого неоднозначного человека — между прочим, лауреата Нобелевской премии 1920 года — имя которого так активно замалчивается современным литературным сообществом?

В рамках блога The Odstavec автор Георгий Меньшиков рассуждает о «забытых писателях и непрочитанных книгах», которые массовый читатель незаслуженно обходит стороной. Сегодня он предлагает поговорить о «нерекомендованном Гамсуне» и его произведениях, которые вы не встретите в популярных ныне «списках обязательного чтения».

Читать далее

Обнажённое сердце Шарля Бодлера

Его имя вы когда-то слышали, сидя на университетской скамье, вам запомнился рассказ о судебном процессе над его некоторыми скандальными стихами… В общем-то, и всё. Не пора ли восполнить пробелы и познакомиться с обнажённым сердцем одного великого поэта?

В рамках блога The Odstavec автор Георгий Меньшиков рассуждает о «забытых писателях и непрочитанных книгах», которые массовый читатель незаслуженно обходит стороной. В своей первой заметке он напоминает нам о таком поэте-символисте, как Шарль Бодлер, и рассказывает о его сборнике Моё обнажённое сердце.

Читать далее